Статьи - Бизнес-сувениры

Бизнес-сувениры: общее и особенное


Слово «подарок», «дар» во многом созвучно слову «радость». Накануне праздников или знаменательных событий много времени уходит на то, чтобы придумать новую, оригинальную идею для подарка близким людям. И, главное, выбрать подарок с учетом особенностей, пристрастий, предпочтений человека, чтобы презент действительно выполнил свою основную функцию – принес радость и хорошее настроение.

В бизнесе найти хорошую идею для сувенира значительно сложнее. Кроме того, существуют особые традиции в выборе бизнес-подарков и презентов, которых стоит придерживаться. Как же, не отступая от деловых традиций, сделать так, чтобы бизнес-сувенир действительно пришелся по душе и выполнил возложенные на него задачи?

Отличные от обычных
Как и любой подарок, бизнес-сувенир призван сообщить одариваемому о вашем расположении. Кроме этого, бизнес-сувенир способен решить целый ряд других задач: выразить заинтересованность в сотрудничестве и признательность, выполнить рекламные функции, просто быть знаком внимания. В зависимости от поставленных целей, выбирается конкретный предмет, на который в большинстве случаев наносится фирменная символика. Никого не удивляют пакеты, ручки, майки, кепки, календари, в большом количестве тиражируемые компаниями, особенно ко времени проведения каких-то значимых событий: выставок, корпоративных мероприятий, юбилеев фирмы.

Каждому – свое
Коммерческие сувениры разделяют на две основные группы: рекламные сувениры и адресные бизнес-сувениры (сюда входят презенты и VIP-подарки).

Рекламные сувениры используются при необходимости привлечь новых клиентов, а бизнес-подарок – для выражения благодарности уже существующим. Таким образом, получается, что первый несет в себе рекламную нагрузку и охватывает массовую аудиторию, а второй должен укреплять лояльность партнеров и выполняется в штучном варианте.

Важный критерий бизнес-сувенира
Общность таких разных по смыслу подарков можно найти и в таком моменте, как польза. Адресный бизнес-подарок по определению должен быть полезным. Часто компания-даритель забывает об этом, и к значимому событию или празднику закупает партию дорогих авторучек, которые вручаются всем бизнес-партнерам, да еще и в тот момент, когда все они собираются вместе на заседании или торжественном банкете. Конечно, и в этом действии можно увидеть рациональную идею: все собравшиеся одинаково дороги компании-дарителю. Но вдруг среди присутствующих есть партнеры, с которыми работа ведется на протяжении долгих лет? Или фирмы, которых нельзя не выделить из общей массы, исходя, к примеру, из объемов заключаемых договоров? Не всегда одинаковые подарки для всех бизнес-партнеров уместны. В крайнем случае, если никакая другая идея не приходит в голову или сроки поджимают, нужно преподнести одинаковые презенты так, чтобы это не бросалось в глаза.

Понятно, что адресный подарок поэтому и называется адресным, что должен быть подготовлен для конкретного человека. И должен быть хорошо продуман. Казалось бы, по поводу бизнес-сувениров для очередной рекламной акции и задумываться не стоит: для безликой массы народа сойдет любая безделушка. Это не так. Безделица, полученная на выставке вместе с информационным флаером, может оказаться «не у дел». И тогда деньги, потраченные на «сувенирку», не будут оправданы.

Нельзя говорить о том, что пиар-отделы и службы маркетинга не в силах предложить интересных, эксклюзивных вариантов бизнес-сувениров для выставки или рекламной компании. Другое дело, сможет ли бухгалтерия предприятия оплатить все эти идеи. Польза бизнес-сувенира, увы, напрямую зависит от бюджета рекламной акции.

Чем больше посещаемость выставки, тем больше сувениров должно быть для нее подготовлено. Соответственно, выбор падает на самые доступные в плане стоимости вещи: пакеты, ручки, календарики. Конечно, эта продукция раздается по определенному принципу: всем желающим; тем, кто заинтересовался продукцией предприятия; тем, кто что-то приобрел.

Подобная акция носит разовый характер. Пакеты на выставках идут «на ура»: на любом стенде можно набрать бесплатных сувениров, журналов, флаеров, а все это надо куда-то сложить. Но срок жизни обычного пакета невелик. А хороший, прочный пакет стоит недешево. То же относится к ручкам: многие сувенирные авторучки пишут не совсем хорошо, и от них стараешься поскорее избавиться. А смысл календарика, который вручается на выставке летом, не совсем понятен. Стоит задуматься: а нет ли в подобной массовой раздаче дешевых бизнес-сувениров элемента антирекламы? Попробуйте, если вам нужно что-то срочно записать, воспользоваться подаренной вам на презентации ручкой. В восьми случаях из десяти вы испытаете раздражение. Или, прибавляя к стопке из нескольких календарей очередной презент такого рода, горестно вздохнете: и выкинуть вроде жалко, и места сколько эта печатная продукция занимает…

Еще одно важно обобщение, объединяющее и рекламные бизнес-сувениры, и адресные подарки: бизнес-презенты призваны приносить положительные эмоции.

Идеальный бизнес-подарок

 
Что это такое? Это подарок, в основу которого заложена идея. Иногда нестандартные вещи, на первый взгляд кажущиеся совершенно бесполезными, но выполненные необычно, прочно входят в повседневную жизнь.

Замечательный пример: на одной из выставок известная фирма, занятая в сфере нефтепереработки, дарила посетителям стенда необычные сувениры. Это были небольшие стеклянные кубики, внутри которых находилась капелька нефти. Естественно, сувенирная продукция была снабжена неброским логотипом компании. Стеклянная геометрическая фигурка казалась не очень практичной, но на рабочем столе поселилась прочно. Оказалось, под нее очень удобно складывать мелкие бумажки с разными срочными записями: через стекло все видно, и сразу находилась та информация, которая нужна. И все без исключения посетители обращали внимание на необычный сувенир: «Ах, какая прелесть!»
Таким образом, компания-даритель попала в цель: у получателя сформировались только положительные эмоции от полученного презента, а значит, и о самой компании. Более того, эти эмоции передаются и другим людям.

Нужно удивлять, тем самым придавать ценность сувениру и вызывать приятные эмоции. Исследования показали, что 59% получателей помнят сувенир, который им больше всего понравился, то есть вызвал положительную эмоцию.
Удивить сложно, но можно. Это может быть связано со способом преподнесения подарка, с инструкцией, прилагаемой к подарку, либо идея может быть вложена в сам подарок. Например, в прошлом году в качестве адресного бизнес-сувенира было модно преподносить бутылку хорошего спиртного напитка, предварительно наделив его всевозможными нанесенными знаками отличия, относящимися к компании-дарителю. Получается хороший запоминающийся функциональный и эмоциональный подарок. И у человека, которому подобный презент преподнесли, оставалось ощущение, что даритель не просто зашел в винный бутик по дороге на встречу и купил что-то, лишь бы подарить, а действительно потратил время на выбор и интересную интерпретацию подарка.

Какие разные по своим функциям адресные бизнес-презенты и бизнес-сувениры! И все-таки не зря их объединяют в единую группу. Потому что вся эта продукция призвана создавать впечатление о вашей организации. И нельзя относиться с особым вниманием к подаркам для бизнес-партнеров, а на мелкую рекламную сувенирную продукцию не обращать никакого внимания. Возможно, человек, посетивший ваш стенд на выставке, и есть ваш будущий партнер по бизнесу. Вероятность того, что люди, с которыми вы тесно сотрудничаете, попадут на вашу презентацию и получат общие сувениры, тоже велика. Поэтому стараться надо для всех.

Идеальный вариант идеального подарка – общая тенденция исполнения всей сувенирной продукции, как элитарной, так и массовой. Это не значит, что партнерам по бизнесу мы дарим большие подарки, а для массового потребителя делаем то же самое, только поменьше размером. Главное, чтобы подарки были пронизаны общей идеей. Материал, из которого изготавливаются презенты, может быть различным: бизнес-партнерам можно преподнести солидные кожаные папки, а для распространения на презентации подготовить «уголки» из дешевых материалов. Варианты наполнения папок тоже могут быть различными: для представителей фирм, с которыми сотрудничество длится продолжительное время – благодарственные письма; для новых деловых партнеров – индивидуальные коммерческие предложения и документация; для широкого распространения – общая информация о фирме, сфере деятельности, прайс-листы. Объединять такие разные подарки может эксклюзивное оформление.

Выбор бизнес-сувенира требует времени и тщательной подготовки. Это серьезное планирование денежных средств, генерирование интересных идей, оформительская работа. Важно на начальном этапе определиться, какую цель вы ставите, преподнося подарок или распространяя сувениры на мероприятиях. Как подарок может рассказать о вашем бизнесе? Удивит ли ваш подарок получателя и как это сделать? Какое количество информации вы хотите нанести на сувенир или на его упаковку? Ну и, конечно же, ответить на главный вопрос: хотели бы вы сами получить такой подарок?

А. Белина