Статьи - Технологии персонализации сувениров
Технологии персонализации сувениров
Ассортимент предметов, предлагаемый компаниями-изготовителями сувенирной продукции, впечатляет разнообразием. После того, как вы определились с выбором сувенира, на который будет наноситься логотип, вопрос о способе нанесения практически отпадает, так как он напрямую связан с техническими характеристиками выбранного для брендирования предмета. Знание технологий нанесения позволит ускорить выбор основы, на которую будет наноситься логотип.
Список и краткое описание технологий, применяемых для нанесения фирменной символики или изображения на сувенирную продукцию:
- шелкотрафаретная печать (шелкография);
- тампонная печать;
- металлофото/Gedacolor;
- гравертон/Grawerton;
- химическое травление;
- механическая гравировка;
- лазерная гравировка;
- термотрансфер (термоперенос);
- вышивка;
- деколь;
- термотиснение.
Краткое описание каждой из технологий
1.Шелкография. Суть технологии заключается в продавливании краски через мелкоячеистую сетку по определенному трафарету. За один прогон/прокат можно нанести одну краску. Возможна печать несколькими цветами, в том числе и по CMYK, однако в этом случае весьма проблематично совмещение цветов.
Используется технология для нанесения изображения/текста на плоские (реже цилиндрические) поверхности при тиражах более 50 экз. Размер изображения ограничен размером сетки.
Изделия: всевозможные таблички, указатели, пиктограммы, шильды, бейджи, дипломы, плоские сувениры.
Достоинства: полная идентичность всех изделий в одном тираже, возможность использования цветовой шкалы Pantone®, низкая себестоимость оттиска при больших тиражах.
Недостатки: неизбежный предпечатный процесс - изготовление форм, приладки и приводки; только гладкие поверхности; высокая себестоимость при малых тиражах.
2.Тампопечать используется для печати, как по плоским, так и по криволинейным поверхностям при тиражах от 50 экз. Основана на переносе краски от клише к изделию через эластичный силиконовый тампон, повторяющий кривизну поверхности изделия. Возможна печать несколькими цветами, в том числе и по CMYK, однако, так же как и в шелкографии, весьма проблематично совмещение цветов. Размер изображения ограничен величиной тампона и клише.
Изделия: шильды, бейджи, ручки, брелоки, посуда, инструменты, таблички, сувениры.
Достоинства: полная идентичность всех изделий в одном тираже, возможность использования Pantone®, низкая себестоимость оттиска при больших тиражах, печать по криволинейным поверхностям.
Недостатки: неизбежный предпечатный процесс; как правило, небольшой размер запечатываемой области; высокая себестоимость при малых тиражах.
3.Металлофото - технология основана на нанесении анодно-окисного металлографического покрытия на алюминиевые сплавы специальных марок. В отличие от фотопечати краска лежит не на поверхности пластины, а проникает в микропоры алюминиевого листа, и поэтому изделие не подвержено воздействиям агрессивных сред. Оптическое разрешение печати 10 000 dpi, что позволяет размещать микротекст (как способ защиты).
Изделия: шильды, таблички, приборные панели, значки.
Достоинства: довольно низкая стоимость при больших тиражах, очень высокая стойкость к агрессивным средам (влажность, УФ-излучение, химические вещества), полная идентичность изделий в тираже, высокое разрешение печати. Возможно нанесение полноцветного изображения по принципу офсетной печати. Используется алюминий разной толщины: от 0,1 до 2 мм.
Недостатки: высокая стоимость оттиска из-за того, что используются только оригинальные расходные материалы.
4.Мастертон. В основе технологии лежит термоперенос изображения/текста на специально подготовленные пластины из анодированного алюминия через промежуточный носитель. Носителем служит обычная бумага плотностью от 80 г/м2, на которой печатается изображение с помощью обычного лазерного принтера. Хитрость в том, что картридж принтера заправляется специальным тонером, который под воздействием температуры и давления сублимируется в поры алюминиевой пластины.
Огромный плюс — это возможность изготовления единичных экземпляров.
Цветной принтер или копир, заправленный тонерами Grawerton (CMYK) позволяет наносить полноцветное изображение. Стандартные цвета - черный, синий, зеленый, красный. Цвета металла - золото: матовое, полуматовое, глянцевое, темное (под латунь); серебро: ультраматовое, полуматовое, матовое, глянцевое; бронза; белый, синий, зеленый, красный.
В Россию металл поставляется в пластинах размером 300x600 мм, что позволяет изготавливать изделия до формата A3.
Изделия: шильды, таблички, приборные панели, значки, медали, дипломы, часы.
Достоинства: возможность изготовления единичных экземпляров изделия (вплоть до мелких шильдов и значков),персонализация изделий (например, бейджи, адресные папки, сувениры), относительно низкая стоимость единичных изделий, очень высокая скорость изготовления при небольших (до 500 шт.) тиражах.
Недостатки: такие изделия нельзя использовать на улице из-за невысокой устойчивости тонера к воздействию УФ-излучения (при прямом попадании лучей солнца на изделие изображение исчезает за 3 мес).
5.Термотрансфер (термоперенос). Технология нанесения изображения на текстильные изделия небольшими тиражами.
Например, если Вы захотели подарить своему другу футболку, бейсболку или кружку с его фотографией, то термотрансфер - идеальная технология для Вашего заказа. Дело в том, что здесь речь идет о особо малых тиражах (до 10 изделий). Процесс нанесения изображения термотрансфером довольно прост, хотя требует использования профессионального оборудования. Первый этап - нанесение изображения на специальную бумагу при помощи лазерного принтера, плоттера или методом шелкографии. Второй этап - изображение с бумаги переносится под воздействием температуры и давления на необходимое изделие - футболку, бейсболку, кружку или носовой платок.
Преимущество термотрансфера - возможен перенос фотографий на текстильные и керамические изделия в количестве от одного экземпляра.
6.Вышивка. Широко распространенный метод персонализации сувенирных изделий из ткани, кожи, войлока и других материалов льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, а чаще всего цветными шелковыми нитями. Данный вид нанесения логотипа дает возможность долгого использования изделий. Зачастую вышивка используется для нанесения изображений на фирменную одежду, бейсболки, тапочки, полотенца.
7.Деколь – это технология нанесения изображения на стекло, фарфор, керамику.
При этой технологии изображение сначала печатается шелкографией специальными декольными красками на гуммированной бумаге (покрытой слоем желатина). Полученные оттиски покрываются защитным лаком. Затем изображение с бумаги, как переводная картинка, вручную переносится на изделие. После этого изделия помещаются в печь и запекаются в течение длительного времени при температуре от 500оС (в зависимости от вида изделия). При обжиге лак, которым покрыта картинка, выгорает, а краска фактически "вплавляется" в поверхность изделия, что гарантирует яркость и износостойкость полученного изображения.
Технология деколи позволяет печатать на сложных и неровных поверхностях, например на ручке или внутренней части кружек, а также запечатывать большие площади изделия, например, сувенирные тарелки.
8.Химическое травление используется для нанесения изображения/текста на медные сплавы, а также дюралюминий и нержавеющую сталь. Травление производится парами кислоты по нанесенному на пластину трафарету (самоклеящаяся пленка, либо фоторезист с последующей засветкой). После травления изображение заполняется эмалью (часто автомобильной) либо специальными компаундами.
Используется для изготовления единичных либо малотиражных изделий, поскольку их идентичность при большом тираже труднодостижима.
Размер нанесения ограничен размером металлической пластины и обычно не превышает 1000x800 мм, поскольку пластины большего размера весьма трудно обрабатывать (полировка, фрезеровка, травление, отжиг и т.п.)
Достоинства: весьма презентабельный вид, изделия пригодны для наружного применения и при соответствующем уходе могут прослужить длительное время, есть возможность реставрации вместо полной замены.
Недостатки: очень трудоемкий процесс изготовления, включающий большое количество операций, высокая (по сравнению с другими технологиями) стоимость изделия, требуется постоянный уход за изделиями (при наружном применении).
9.Механическая гравировка и фрезеровка. Для использования данной технологии необходимо наличие механического устройства (ручная бормашина, станок с ЧПУ и т.п.). Фреза или бор, повторяя определенный контур, "выбирают" в металле борозду, по ширине равную толщине инструмента. При использовании тонких фрез возможно нанесение довольно сложных рисунков (например, клише для тиснения), в том числе и растровых. При этом (в случае использования станков с ЧПУ) глубина фрезеровки зависит от насыщенности оттенков серого (чем темнее в данной точке цвет, тем глубже гравировка).При использовании станков ЧПУ число изделий в тираже неограниченно, поскольку станок работает по заданной программе и может повторять ее столько раз, сколько потребуется.
Размер обрабатываемого изделия, как правило, ограничен размером рабочего поля станка с ЧПУ. Возможна обработка практически любых видов материалов.
Изделия: спектр очень велик даже для рекламной деятельности – таблички, шильды, объемные буквы, дипломы и др.
Достоинства: высокая технологичность обработки материалов, изготовление как единичных, так и многотиражных изделий, огромный спектр обрабатываемых материалов, нанесенное изображение не подвержено истиранию.
Недостатки: изображение должно быть подготовлено специальным образом, невысокая скорость нанесения при использовании сложных изображений, высокая стоимость оборудования.
10.Лазерная гравировка. По сути, это аналог гравировки механической. Отличие в том, что в данном случае используется не фреза, а луч лазера. Различают два типа лазерных установок: газовые С02-лазеры и твердотельные. Для рекламно-сувенирной продукции в основном используются СО2-лазеры. Они позволяют наносить изображение практически на весь спектр материалов (дерево, пластики, кожа, стекло органическое и оптическое).
Твердотельные лазеры используются для гравировки и резки металлов (латунь, алюминий, нержавеющая сталь).
Изделия: все виды сувенирной продукции.
Достоинства: высокая технологичность обработки материалов, изготовление как единичных, так и многотиражных изделий, огромный спектр обрабатываемых материалов, нанесенное изображение не подвержено истиранию и т.п.
Недостатки: изображение должно быть подготовлено специальным образом (в некоторых случаях необходимо применение программирования, что сильно влияет на стоимость изготовления единичных изделий), невысокая скорость нанесения при использовании сложных изображений, высокая стоимость оборудования.
11.Термотиснение подразделяется на слепое (блинтовое) и тиснение фольгой. При блинтовом тиснении горячее клише "вдавливается" в поверхность, и изображение образуется за счет рельефа и более темного оттенка печатного рисунка. При тиснении фольгой между клише и изделием прокладывается фольга — золотая, серебряная или цветная. Тиснение идеально подходит для всех ежедневников, независимо от материала обложки.